Яндекс отказался от проекта по оценке кредитоспособности своих пользователей - DEVICE HUB

Яндекс отказался от проекта по оценке кредитоспособности своих пользователей

Российская компания Яндекс около года назад запустила проект по оценке кредитоспособности банковских клиентов на основе своих данных о пользователях. Упрощенно это называется банковским скорингом.

Делали они это вместе с крупнейшими бюро кредитных историй — «Эквифаксом» и Объединенным кредитным бюро.

Идея этой связки заключалась в классическом способе обхода закона о персональных данных в РФ: бюро кредитных историй посылает Яндексу почту или телефон человека, а в ответ получает число. Допустим от 1 до 10, которое соответствует его уровню кредитоспособности.

То есть по факту Яндекс не продает персональные данные. Ведь бюро кредитных историй не знает почему Яндекс решил что данный клиент благонадежен или нет. Алгоритм расчета вроде как хранится в тайне.

Сейчас весь рынок Big Data и Data Mining находится в РФ в серой зоне, поскольку пока никто просто не занялся нормальной проработкой законодательной базы. Все точно также как и в криптовалютах. Поэтому пилить подобные проекты в РФ это явные законодательные риски. Можно построить огромную вундервафлю, которую в один прекрасный момент просто запретят и еще сверху задним числом выпишут штрафов.

Собственно этим в первую очередь и руководствовался Яндекс, когда решил завернуть проект.

Кроме того, немаловажный фактор это и репутационные риски. Когда компания имеет интернет-сервисы практически во всех нишах российского интернета, то вопросы о том, что компания делает с полученными данными становятся критическими.

Одно дело схема при которой IT-корпорации размещают рекламу на основе интересов пользователей и при этом рекламодатель не получает персонализированной информации об этой аудитории. Все хранится в анонимном и агрегированном виде. То есть этот инструмент не может влиять на жизнь пользователей. На самом деле конечно может, но не так явно, как разного рода рейтинги.

Пользователь довольно быстро начнет улавливать связь: я пользуюсь Яндексом, который выставляет мне плохой рейтинг, потому что в Яндекс.Музыке я слушаю шансон или ищу в поиске слова «автоподстава», «как входить в хату», «что делать, когда сказали драться с тигром?» и прочее.

То есть человек не может получить кредит, застраховаться или устроиться на работу, потому что является пользователем этой компании. Это просто убийственный паттерн в мозгу потребителя, который может очень быстро распространиться.

Так что взвесив все за и против Яндекс решил, что уж лучше отказаться от одного из каналов монетизации, чем прослыть «крысой» в одной многочисленной социальной прослойке российского общества.

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *